Чудо-рождения

 

Каталог

На правах рекламы

Наш партнер



Приметы

Психологическая готовность к школе

«Наш сын в сентябре этого года должен идти в школу. Мы очень волнуемся, достаточно ли он подготовлен. Конечно, мы старались его дома как-то подготовить: учили сами буквам, счету. Но все равно есть беспокойство: программы ведь сейчас такие сложные!»
Семья Никитиных

«Моей дочери будет в июле 7 лет. По всем правилам она должна идти в школу, но мне кажется, что она не очень готова к тому, чтобы сидеть так долго на уроках. Дело в том, что она очень подвижная, все время вскакивает, крутится. Мы думали, что это пройдет, а сейчас и не знаем, что делать».
Анастасия, 29 лет

«Моей внучке Лизе скоро будет 5 лет. Ее родители не хотят отдавать ее в детский сад. Целый день она общается только с няней. Я очень волнуюсь: если она не научится общаться со сверстниками, то каково ей придется в школе?»
Наталья Ивановна

Все, у кого есть дети «предшкольного» возраста знают: готовность к школе – одна из самых волнующих тем. И не зря. Потому что от того, как сложится школьная жизнь у ребенка, во многом зависит его будущее. Когда дети поступают в школу, они обязательно проходят собеседование, иногда тестирование. Педагоги проверяют знания, навыки, умения ребенка, в том числе умение считать и читать. Задача психолога совсем иная - выявить психологическую готовность к школьному обучению.

Психологическую готовность к школе желательно определить за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время изменить то, что нуждается в коррекции. К сожалению, многие родители думают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности. Поэтому они, не жалея сил, водят своего ребенка на занятия по развитию памяти, внимания, мышления. Однако готовность к школе имеет ряд и других параметров.

Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность, т.е. наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «Хочу». Но это «хочу» 2000 будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. Надо сказать, что в первом классе успешнее учатся дети с внешней мотивацией, так как их желания реализуются, а серьезной нагрузки на интеллект пока нет.

Еще одним компонентом школьной готовности психологи выделяют волевую готовность. Это означает умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями.

Важным компонентом является также и коммуникативная готовность. Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми (учителями), так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока, и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми. Во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь - это соревнование!

Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.

Чем может помочь психолог в подготовке ребенка к школе?

Во-первых, психолог может провести полную диагностику готовности ребенка к школе.

Во-вторых, психолог может помочь развить все высшие психические функции (мышление, внимание, память, воображения) до уровня, необходимого для того, чтобы приступить к занятиям в школе.

В-третьих, психолог может скорректировать речевую, мотивационную, коммуникативную и волевую сферы.

В-четвертых, психолог может помочь минимизировать тревогу ребенка, неизбежно возникающую перед глобальными изменениями в жизни.

Зачем все это нужно? Чем увереннее и спокойнее начнется для Вашего ребенка школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к школе, учителям и одноклассникам, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении. Бессмысленно говорить подростку, что необходимо учиться, если он с детства усвоит, что школа - это тяжелая повинность, не приносящая ни малейшего удовольствия.

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли образованными, уверенными в себе, счастливыми людьми, то мы должны создать для этого необходимые условия. Школа - важнейшее звено в этой работе.

Елена Евгеньевна Кравцова - директор Института Психологии им. Л.Выготского, доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии, автор многочисленных научных публикаций и монографий:

Важно понимать, что готовность ребёнка к школе означает лишь только то, что у ребенка есть основа для развития в следующем периоде. Поэтому не надо думать, что эта готовность автоматически позволяет избежать проблем в будущем. Успокоение родителей и педагогов приведёт к тому, что дальнейшего развития не будет. Все учителя знают, что часто дети, которые изначально читают по слогам, делают огромный рывок в развитии чтения. А те, кто читал изначально лучше, например, начинал читать медленно по словам, так и продолжают читать дальше. Поэтому ни в коем случае нельзя останавливаться. Необходимо идти все время дальше.

Сегодня
Дата: 22.03.2010 г.
Время: 8 ч. 30 мин.


Дополнительное меню


22 Марта 2010 г.
Пн
1
8
15
22
29
Вт
2
9
16
23
30
Ср
3
10
17
24
31
Чт
4
11
18
25
   
Пт
5
12
19
26
   
Сб
6
13
20
27
   
Вс
7
14
21
28
   


Сейчас на сайте
Гостей: 4
Пользователей: 0
Всего: 4

 
© 2008-2010 г. http://www.dety-asp2001.ru Все права защищены.
Сайт работает на системе управления сайтом General-CMS

Яндекс цитирования