Чудо-рождения

 

Каталог

На правах рекламы

Наш партнер



Приметы

Навязчивый интерес: поощрять или запрещать?

Дети склонны к максимализму: если они что-то любят, то любят до самозабвения, до отказа от других увлечений, почти до мании. Как пожаловалась мне моя соседка, ее дочка, четырехлетняя Аленка, полгода назад стала балериной – по крайней мере, в ее собственном маленьком мирке. Она потребовала у матери сшить себе пачку, целыми днями «крутит пируэты», даже на детской площадке, смотрит на DVD «Щелкунчика» и очень огорчается, когда ничего не подозревающие прохожие на улице говорят ей: «Ты прямо как балерина!» На это замечание она обычно едко отвечает: «Я и есть балерина!»

Моя соседка не одинока – многие дети (как правило, очень развитые для своего возраста) проходят через подобные увлечения, неважно, является ли объектом «одержимости» Человек-Паук, Барби, Смешарики, поезда, цирк или принцессы.

Как появляется «мания»

Дети до 3-х лет чрезвычайно привыкают к обстановке вокруг них и неохотно нарушают окружающий их порядок вещей. Именно поэтому множество малышей так упорно льнет к любимому одеялу, игрушке, чашке. Доходит до смешного – ребенок не хочет расставаться с любимой вещью, даже выходя на улицу. Такое поведение напрягает и утомляет родителей, но с точки зрения развития ребенка такая привычка ничуть не вредна, а чаще даже полезна. Привычка к любимой вещи создает для маленького ребенка иллюзию нерушимого миропорядка вокруг него. Большой неизвестный мир страшит ребенка, и когда ребенок чувствует, что рядом с ним есть что-то очень знакомое, это успокаивает его.

Между 3 и 5 годами «навязчивое владение» часто трансформируется в «навязчивый интерес», проявляющийся в любви к одному постоянному явлению, часто очень неожиданному для родителей: сказочному персонажу, какому-нибудь животному или цвету. И это не обязательно результат влияния телевизора. Внезапно вызвать такой интерес может что угодно: поход в кино или зоопарк, картинка в книге или покупка игрушки. Происходит же это потому, что приблизительно с 3-х лет воображение ребенка интенсивно развивается. Дети начинают смотреть на вещи 2000 с другой перспективы. Вместо того чтобы просто восхищаться клоунами, ребенок может с легкостью вообразить клоуном себя самого. Дошкольники запросто погружаются в «другую реальность», примеряя на себя различные личины, и обычно так же легко «выныривают» оттуда.

Представление себя кем-то другим – это один из способов самовыражения. Иногда ребенок, чтобы выразить свой гнев, может рычать как лев, а игра во всемогущего супермена помогает ему почувствовать себя сильнее. Часто такая игра в отождествление себя с каким-либо персонажем помогает ребенку заводить друзей – ведь его самого никто не знает, зато Человека-Паука знают все, и кто же откажется с ним подружиться?
Ну и конечно, производители различной детской продукции только стимулируют появление такого «навязчивого интереса». Среди изобилия, к примеру, диснеевских персонажей на одежде, посуде, книжках и т.д. первоначальному интересу ребенка очень легко развиться в «манию».

Поощрять или ограничивать?

«Это абсолютно нормально, - считают американские детские психологи. – Более того, навязчивые увлечения способствуют развитию творческой стороны характера вашего ребенка, и родителям следует поощрять их». Разумеется, «поощрять» - это уже слишком. Но и не нужно чересчур переживать по этому поводу.

Самый лучший способ избавиться от навязчивого интереса – неважно, каким бы странным он ни казался родителям и окружающим – просто пережить его как стихийное бедствие: разрешать ребенку ходить по дому на четвереньках «как маленький пони», надевать в магазин шапочку с кошачьими ушами и покупать коллекцию роботов, зачастую похожих друг на друга, как две капли воды.

Однако установить некоторые пределы все же можно и нужно – причем чем раньше, тем лучше. Договоритесь с ребенком, что он или она будет принцессой или Гарри Поттером только дома и на детской площадке, а в детском саду, магазине и других общественых местах он или она будут обыкновенным ребенком, но зато туда можно будет брать с собой любимую игрушку, изображающую все того же персонажа. Покупки тоже следует совершать в разумных пределах. Можно, например (статья размещена на BceTYT.ru ), договориться, что очередную коллекционную машинку вы будете покупать один раз в месяц. В конце концов, ожидание и предвкушение подарка порой лучше самого подарка.

Со временем, обычно еще до начала школьного обучения, такой навязчивый интерес постепенно сходит «на нет». А значит, это была просто фаза нормального креативного развития. Однако если «мания» затягивается или мешает ребенку развиваться, например, дружить с детьми или учиться, родителям стоит обратиться к детскому психологу. Тем более что некоторые признаки такого навязчивого интереса могут свидетельствовать об аутизме.

От обычного навязчивого интереса навязчивый интерес при аутизме отличается, в первую очередь, слишком глубоким погружением в игру, отсутствием контакта глаз с окружающими и желания общаться с кем бы то ни было во время игры с любимой игрушкой. Ребенок часами может играть в одиночестве с одной и той же игрушкой или набором игрушек, не желая прерываться. При насильном отрыве от игры или, например, изменении порядка расставленных на полке игрушек, дело даже может дойти до истерики.

Сегодня
Дата: 22.03.2010 г.
Время: 8 ч. 29 мин.


Дополнительное меню


22 Марта 2010 г.
Пн
1
8
15
22
29
Вт
2
9
16
23
30
Ср
3
10
17
24
31
Чт
4
11
18
25
   
Пт
5
12
19
26
   
Сб
6
13
20
27
   
Вс
7
14
21
28
   


Сейчас на сайте
Гостей: 6
Пользователей: 0
Всего: 6

 
© 2008-2010 г. http://www.dety-asp2001.ru Все права защищены.
Сайт работает на системе управления сайтом General-CMS

Яндекс цитирования